Интервью об обучении Ильи, два класса за один год
Участников: 2
Страница 1 из 1
Интервью об обучении Ильи, два класса за один год
У меня тут недавно брали интервью на тему нашего хоумскулинга, оно выйдет 5 августа в журнале "Счастливая мама" в чуть сокращенном виде. Но мне захотелось поделиться целым вариантом, не зря же я это все в ночи писала))
Перечитывая интервью, я подумала, что как-то оно хвастливо выглядит, но на самом деле это чистый восторг мой по поводу того, какие у нас всех есть возможности! Я действительно очень рада, что мы выбрали такой путь. И я думаю, что еще немало трудностей впереди, у меня нет иллюзий, что один подход будет работать безотказно все время - дети растут, мы меняемся, ищем новые варианты взаимодействия, и это интересно и очень важно - понимать своих детей и быть с ними "в контакте", в том числе, и в вопросах учебы.
«Все, чего мы хотим - это чтобы ребенок хотел учиться сам. И он действительно хочет!»
Скоро для всех школьников страны прозвенит 1-й звонок, для детей начнется новый учебный год. Но для ребят, которые обучаются дома, 1 сентября не является единственным днем знаний в году. Для «хоумскулеров» (хоумскулер – ребенок, который обучается дома) нет учебных будней и выходных. Многие «домашние» дети не выделяют особо понятие «учеба». Для них учиться – это значит – жить! Как организовать обучение дома, и в чем преимущество такого образования нам рассказала многодетная мама Елена (30 лет) - мама Ильи (7 лет), Маруси (5 лет), Глеба (3 года).
Все мы родом из детства…
Я сама в детский сад не ходила. Нас с сестрой помогали родителям растить бабушка и прабабушка. Мне кажется, в то время это было весьма распространено, и никого не удивляло, что дети находятся в семье. Я с нежностью вспоминаю свое дошкольное детство - долгие прогулки по роще, неспешные беседы, сказки прабабушки и запах блинчиков… Моя бабушка была тогда и по сей день остается очень активной женщиной, она в душе педагог (хотя на деле работала врачом), поэтому учила нас до школы всему, чему только могла. Мы с сестрой с детства играли на пианино, говорили по-английски, сочиняли стихи, пели романсы - такое старомодное воспитание, немного в духе дворянства.
Социализация наша заключалась в общении с другими детьми во дворе, ну и конечно в семье, поэтому в школе проблем у нас не было. Мы были отличницами, любимицами учителей и одноклассников, хотя и не лидерами. У меня нет негативных воспоминаний о школе, то есть, были мелкие неприятности, но у кого их не было! В школе у меня были и подруги, и влюбленности - все как полагается. В то же время, не могу сказать, что я вспоминаю школу с обожанием. Мне частенько было там скучно, спасало только общение с другими детьми. Меня любили учителя за беспроблемность - я схватывала все на лету, хотя никогда не училась в полную силу, мне многое давалось легко. Наш классный руководитель - волшебная женщина - будучи учительницей по физике, читала нам свои стихи, и именно ей я показывала свои первые подростковые стихотворения…
С детства я мечтала, что когда вырасту, стану учительницей, и меня будут окружать любящие детские глаза. Так все и случилось.
- Лена, как получилось, что все ваши дети растут без детского сада? Это ваша принципиальная позиция, или кто-то пробовал ходить в садик, и ничего хорошего из этого не вышло?
Старший сын успел походить в сад. Это случилось, когда родился наш третий ребенок, и у нас возникла идея попробовать освободить мне немного свободного времени. У меня никогда не было негативных мыслей о детском саду. Мы решили попробовать, и нам не понравилось. На тот момент сыну было 4,5 года. Эксперимент продолжался 2 месяца, но фактически Илья пробыл в саду 25 дней - остальное время он все время болел. После этого мы забрали его из сада, но не из-за болезней, потому что я пришла к выводу, что никаких плюсов пребывание там не несет. Я находилась в декретном отпуске и могла позволить себе находиться с детьми дома. Основные минусы сада, которые я заметила, это некомфортная обстановка в группе, отчужденное отношение воспитателей к детям. Детям в группе часто скучают. Один мальчик очень впечатлил меня своей неприкрытой ненавистью к саду, по утрам он кричал, что хотел бы сжечь его…Сын после сада становился нервным, появилась несвойственная ему агрессия. И когда мы распрощались с садом, я вздохнула с облегчением, сделав выводы, что без крайней необходимости я не буду больше экспериментировать над детьми.
Родственники положительно относятся к тому, что дети не ходят в детский сад, для нашей семьи это норма. Среди моих друзей и знакомых многие вынуждены отдавать детей в детский сад ради того, чтобы ходить на работу, но все они с радостью бы выбрали этого не делать, если бы была такая возможность. Те, кто знаком с нашей семьей, не сомневаются в том, что детям хорошо дома - ведь они видят, что ребята у нас дружные и общительные, поэтому проблемы социализации не стоит. У нас много друзей и мы часто принимаем гостей или сами ездим в гости, посещаем различные мероприятия, как развлекательные, так и обучающие, так что дети имеют возможность как поддерживать постоянные контакты, так и заводить новые знакомства в различной обстановке.
«Школа – ежедневно вокруг нас!»
- А как же школа?
Насчет обучения Ильи решение принимала я. Надеюсь, у меня есть достаточный кредит доверия перед моей семьей, чтобы они понимали, что я знаю, что делаю. Я пришла к этому интуитивно, как иначе школьный учитель (а я работаю с детьми уже больше 10 лет) может на такое решиться? Кстати, мои коллеги из школы, узнав о моем выборе, поддержали меня, сказав, что я делаю лучшее для своего ребенка.
Вообще, меня часто спасает именно факт наличия педагогического образования. Окружающие не удивляются, потому что думают, что ничего странного в том, что учитель может учить и своего собственного ребенка, нет. Но на самом деле я очень долго и не подозревала вообще о наличии такой возможности - семейного образования! Я узнала об этом сначала из интернета, подивившись тому, как, оказывается, это явление распространено на западе и какие удивительные дает результаты. Затем я стала знакомиться с людьми, которые также поддерживали идею того, что для ребенка нормально расти в семье. Наши дети подрастали, и я с легкостью смогла представить, что, обходясь без детского сада, мы сможем обойтись и без школы. Я очень надеюсь, что ничто не помешает нам и дальше продолжать обучение детей в семье, зачем ломать то, что так хорошо работает?
Наверняка, окружающие думают, что раз я школьный учитель, то у нас все организовано по всем правилам. На самом же деле, все наоборот. Да, я неплохо умею писать планы уроков, выделать цели и задачи и знаю множество методов, как донести информацию до детей, отработать и получить нужный результат.
Но я решила не водить сына в школу совсем не для того, чтобы устроить школу дома, а потому, что я верю в то, что дети имеют огромные ресурсы для самостоятельного изучения школьной и сверхшкольной программы, и для этого им не нужна мотивация в виде отметок, одобрения или неодобрения учителя и многих других неотъемлемых признаков школьного обучения. Я решила довериться внутренней мотивации своего сына и позволить ему учиться свободно - без графика, без режима, без домашних заданий, без отметок и даже без учебников.
Звучит, наверное, страшновато - что за анархия - но я поясню, как это происходит на самом деле. Главные две вещи, которым стоит научиться для того, чтобы отправиться в первый класс - это, на мой взгляд, читать и писать. Кстати, младшие мои дети учатся этому уже без моей помощи (да, трехлетка у меня уже пытается делать и то и другое, пишет мне трогательные записочки “мама хршй”), а старшего сына читать я еще учила традиционным способом, а дальше он уже отправился в более свободное плавание. К первому классу я придумала для него собственные прописи, учитывая все особенности развития моторики, которые не учтены в прописях стандартных, и он научился писать прописными буквами за пару месяцев нерегулярных занятий. Дальше же и началось то самое свободное плавание.
Все занятия, которые появились в жизни моего первоклассника, я проверяла на практичность. Если он писал что-то, то это был не текст из учебника, а письмо другу или список продуктов для покупки в магазине. Если считал - то это, например, были его карманные деньги, на которые он планировал покупки. В начальной школе такой подход кажется мне очень разумным - это интересно и практично, развивает сразу множество различных навыков. Вместо учебников я использовала компиляцию из разных источников - здесь были и энциклопедии, и художественная литература, и интернет-ресурсы. Но все это происходило исключительно по запросу ребенка - когда ему становилось интересно узнать что-то на какую-либо тему, мы просто делали это. Например, он заинтересовался тем, как изучали математику в Древнем Египте. И я нашла ему подходящую книгу о жизни египетского мальчика-писца, затем мы почитали о древнеегипетских манускриптах с математическими задачами, и наконец, сделали письменную работу (так называемый лэпбук - нечто вроде брошюры с окошками, где записана информация на тему), которую Илья сам оформил.
На данный момент чаще всего для обучения я использую игры - с кубиками, картами и просто подручным материалом, которые нахожу, в основном, на англоязычных ресурсах или придумываю сама. Я стараюсь делать обучение интегрированным - вот за это знание спасибо педагогическому образованию. Мне странно, что до сих пор в России нет интегрированных учебников для школьников, ведь, казалось бы, что может быть проще - просто позволить одной теме проходить сплошной нитью через все предметы одновременно, чтобы, изучив ее со всех сторон, перейти к другой теме? Когда мой сын проходит какую-то тему, это значит, что он читает об этом, пишет об этом, решает задачи об этом, ищет связь этой темы со всеми науками. Гениальное так просто!
У нас нет расписания потому что невозможно подстроить свой интерес под расписание. Иногда мы просто беседуем, иногда рисуем веточкой на песке, иногда занимаемся дома, а иногда просто в дороге. Я держу в голове то, что является частью школьной программы, но не спешу “преподавать” это без подходящего повода. А повод находится очень легко, ведь школа ежедневно вокруг нас!
Мы выбрали такой вариант, чтобы быть максимально свободными в занятиях и в отчетности перед школой, поэтому Илья сдает экзамены раз в год. Правда, в минувшем учебном году он сдавал их дважды - в декабре и мае, но это потому, что он закончил два класса за один год. Первый класс ведь очень простой, там совсем нечего делать, его он сдал без подготовки непосредственно к заданиям. Вот со вторым стало посерьезнее, к экзаменам мы готовились в течение месяца - в апреле, когда я предлагала ему выполнять типовые задания. Все сдал на пятерки, несмотря на то, что не все предметы даются ему одинаково легко. Илья ярко выраженный гуманитарий, поэтому математика - совсем не его конек, пришлось постараться и ему, и мне. Я искала интересные и запоминающиеся способы для того, чтобы помочь ему справиться с математикой - подбирала задания, которые бы стимулировали его воображение, соответствовали бы его темпераменту и опирались бы на его сильные стороны. Пока мне это удается, поэтому я так верю в индивидуальный подход! В качестве тренировки я даже записала Илью на участие в нескольких математических олимпиадах, и он весьма достойно выступил. Но мне особенно отрадно, что он совсем не кичится своими отметками, а также тем фактом, что он обогнал немного своих ровесников и в 7 лет перешел уже в третий класс, он не амбициозен, и у него здоровая самооценка.
- А как же общение со сверстниками?
У Ильи есть много возможностей общаться с другими детьми и взрослыми и развиваться - это и разные занятия, которые он посещает, поездки в гости, путешествия, игротеки, поездки в музеи и театры и многое другое. Он пробовал шахматы, большой теннис, столярную мастерскую и палеонтологический кружок, который на данный момент является его большой страстью. Мой сын сам ходит в библиотеку, очень гордясь этим. В школу он не просится просто потому, что, мне кажется, его жизнь достаточно интересна и разнообразна. Вряд ли есть что-то, чего он лишен на данный момент. Он любимец других детей, у него много друзей разных возрастов, а дома нередко появляются маленькие гости, которые забегают с ним повидаться после своих школьных уроков.
В этом году я планирую запустить проект Муми-школа (mumi-shkola.ru) - виртуальный помощник для родителей учеников начальной школы, где семьи, выбравшие семейное образование, могли бы общаться и вместе делать что-то интересное для детей.
Пока меня полностью устраивает вариант семейного обучения, я надеюсь, с другими детьми все пойдет по тому же сценарию. Я не представляю причины, по которой они бы захотели в школу, но если вдруг так случится - я без вопросов соглашусь попробовать, ведь никто не мешает в любой момент изменить это решение, если им не понравится. Ну а если искренне понравится, я буду только рада за них.
В моем реальном окружении есть несколько семей, которые также выбрали семейное обучение. Мы общаемся, обсуждаем наш опыт (а у нас всех разных подход, это нормально), наши дети тоже дружат, нам это удобно потому, что, живя в свободном графике именно с такими семьями легче всего встречаться - остальные обычно гораздо сильнее загружены из-за школы, но это не значит, что мы предпочитаем общаться только с такими семьями, совсем нет. Я знаю, что со мной стремятся общаться те, кто присматривается к семейному обучению и хотел бы перенять наш опыт, и я с радостью всегда делюсь своими мыслями на этот счет.
- Какие основные плюсы домашнего обручения?
5 основных плюсов я бы назвала такие:
- мы можем свободно строить свой режим, болеть, путешествовать, ездить на различные мероприятия или, наоборот, проводить время дома,
- мы можем быть не слишком сильно привязаны к школьной программе, делать паузы в обучении, если силы на исходе, или забегать далеко вперед, если стало интересно,
- мы можем позволить ребенку проявить свою внутреннюю мотивацию, не подкрепленную внешними обстоятельствами - отметками, мнением учителей и одноклассников, страхом быть неуспешным или желанием быть лучшим,
- мы можем опираться на сильные стороны ребенка, искать индивидуальный подход, пробовать различные методы, и наше обучение становится максимально эффективным,
- мы можем строить обучение в интегрированном и практико-ориентированном виде, таким образом, избегая основного недостатка школьного образования - мозаичного мышления, а напротив, формируя целостную картину мира.
Что вы можете посоветовать родителям, чьи дети пойдут в 1-й класс?
Постарайтесь активно участвовать в жизни детей, обсуждать с ними все, что происходит с ними в школе. Общаться с учителями, чтобы быть в курсе ситуации, поддерживать хорошие отношения. Это для меня на первом месте - ради психологического комфорта детей. Затем уже идут какие-то технические моменты, но они довольно банальны - в разумной степени помогать выполнять домашние задания. Поддерживать познавательную активность детей и вне школьных стен - следить за интересами ребенка и помогать ему заниматься тем, что ему интересно. Поддерживать общение ребенка с одноклассниками - приглашать их в гости, может быть, даже общаться семьями. Создавать для ребенка дополнительный круг общения, помимо одноклассников, чтобы он имел возможность контактировать не только со сверстниками, а с людьми разных возрастов. Конечно, первое посещение школы - это праздник для ребенка, такое ощущение взрослости и самостоятельности, и обычно родители радуются и переживают как дети, но самое главное - не только достойно отпраздновать этот день, но и следить за тем, чтобы последующие будни не стали серыми в жизни ребенка.
Я искренне желаю всем детям, все зависимости от того, где и как они учатся, расти уверенными в себе, любознательными и, конечно же, счастливыми!
Перечитывая интервью, я подумала, что как-то оно хвастливо выглядит, но на самом деле это чистый восторг мой по поводу того, какие у нас всех есть возможности! Я действительно очень рада, что мы выбрали такой путь. И я думаю, что еще немало трудностей впереди, у меня нет иллюзий, что один подход будет работать безотказно все время - дети растут, мы меняемся, ищем новые варианты взаимодействия, и это интересно и очень важно - понимать своих детей и быть с ними "в контакте", в том числе, и в вопросах учебы.
«Все, чего мы хотим - это чтобы ребенок хотел учиться сам. И он действительно хочет!»
Скоро для всех школьников страны прозвенит 1-й звонок, для детей начнется новый учебный год. Но для ребят, которые обучаются дома, 1 сентября не является единственным днем знаний в году. Для «хоумскулеров» (хоумскулер – ребенок, который обучается дома) нет учебных будней и выходных. Многие «домашние» дети не выделяют особо понятие «учеба». Для них учиться – это значит – жить! Как организовать обучение дома, и в чем преимущество такого образования нам рассказала многодетная мама Елена (30 лет) - мама Ильи (7 лет), Маруси (5 лет), Глеба (3 года).
Все мы родом из детства…
Я сама в детский сад не ходила. Нас с сестрой помогали родителям растить бабушка и прабабушка. Мне кажется, в то время это было весьма распространено, и никого не удивляло, что дети находятся в семье. Я с нежностью вспоминаю свое дошкольное детство - долгие прогулки по роще, неспешные беседы, сказки прабабушки и запах блинчиков… Моя бабушка была тогда и по сей день остается очень активной женщиной, она в душе педагог (хотя на деле работала врачом), поэтому учила нас до школы всему, чему только могла. Мы с сестрой с детства играли на пианино, говорили по-английски, сочиняли стихи, пели романсы - такое старомодное воспитание, немного в духе дворянства.
Социализация наша заключалась в общении с другими детьми во дворе, ну и конечно в семье, поэтому в школе проблем у нас не было. Мы были отличницами, любимицами учителей и одноклассников, хотя и не лидерами. У меня нет негативных воспоминаний о школе, то есть, были мелкие неприятности, но у кого их не было! В школе у меня были и подруги, и влюбленности - все как полагается. В то же время, не могу сказать, что я вспоминаю школу с обожанием. Мне частенько было там скучно, спасало только общение с другими детьми. Меня любили учителя за беспроблемность - я схватывала все на лету, хотя никогда не училась в полную силу, мне многое давалось легко. Наш классный руководитель - волшебная женщина - будучи учительницей по физике, читала нам свои стихи, и именно ей я показывала свои первые подростковые стихотворения…
С детства я мечтала, что когда вырасту, стану учительницей, и меня будут окружать любящие детские глаза. Так все и случилось.
- Лена, как получилось, что все ваши дети растут без детского сада? Это ваша принципиальная позиция, или кто-то пробовал ходить в садик, и ничего хорошего из этого не вышло?
Старший сын успел походить в сад. Это случилось, когда родился наш третий ребенок, и у нас возникла идея попробовать освободить мне немного свободного времени. У меня никогда не было негативных мыслей о детском саду. Мы решили попробовать, и нам не понравилось. На тот момент сыну было 4,5 года. Эксперимент продолжался 2 месяца, но фактически Илья пробыл в саду 25 дней - остальное время он все время болел. После этого мы забрали его из сада, но не из-за болезней, потому что я пришла к выводу, что никаких плюсов пребывание там не несет. Я находилась в декретном отпуске и могла позволить себе находиться с детьми дома. Основные минусы сада, которые я заметила, это некомфортная обстановка в группе, отчужденное отношение воспитателей к детям. Детям в группе часто скучают. Один мальчик очень впечатлил меня своей неприкрытой ненавистью к саду, по утрам он кричал, что хотел бы сжечь его…Сын после сада становился нервным, появилась несвойственная ему агрессия. И когда мы распрощались с садом, я вздохнула с облегчением, сделав выводы, что без крайней необходимости я не буду больше экспериментировать над детьми.
Родственники положительно относятся к тому, что дети не ходят в детский сад, для нашей семьи это норма. Среди моих друзей и знакомых многие вынуждены отдавать детей в детский сад ради того, чтобы ходить на работу, но все они с радостью бы выбрали этого не делать, если бы была такая возможность. Те, кто знаком с нашей семьей, не сомневаются в том, что детям хорошо дома - ведь они видят, что ребята у нас дружные и общительные, поэтому проблемы социализации не стоит. У нас много друзей и мы часто принимаем гостей или сами ездим в гости, посещаем различные мероприятия, как развлекательные, так и обучающие, так что дети имеют возможность как поддерживать постоянные контакты, так и заводить новые знакомства в различной обстановке.
«Школа – ежедневно вокруг нас!»
- А как же школа?
Насчет обучения Ильи решение принимала я. Надеюсь, у меня есть достаточный кредит доверия перед моей семьей, чтобы они понимали, что я знаю, что делаю. Я пришла к этому интуитивно, как иначе школьный учитель (а я работаю с детьми уже больше 10 лет) может на такое решиться? Кстати, мои коллеги из школы, узнав о моем выборе, поддержали меня, сказав, что я делаю лучшее для своего ребенка.
Вообще, меня часто спасает именно факт наличия педагогического образования. Окружающие не удивляются, потому что думают, что ничего странного в том, что учитель может учить и своего собственного ребенка, нет. Но на самом деле я очень долго и не подозревала вообще о наличии такой возможности - семейного образования! Я узнала об этом сначала из интернета, подивившись тому, как, оказывается, это явление распространено на западе и какие удивительные дает результаты. Затем я стала знакомиться с людьми, которые также поддерживали идею того, что для ребенка нормально расти в семье. Наши дети подрастали, и я с легкостью смогла представить, что, обходясь без детского сада, мы сможем обойтись и без школы. Я очень надеюсь, что ничто не помешает нам и дальше продолжать обучение детей в семье, зачем ломать то, что так хорошо работает?
Наверняка, окружающие думают, что раз я школьный учитель, то у нас все организовано по всем правилам. На самом же деле, все наоборот. Да, я неплохо умею писать планы уроков, выделать цели и задачи и знаю множество методов, как донести информацию до детей, отработать и получить нужный результат.
Но я решила не водить сына в школу совсем не для того, чтобы устроить школу дома, а потому, что я верю в то, что дети имеют огромные ресурсы для самостоятельного изучения школьной и сверхшкольной программы, и для этого им не нужна мотивация в виде отметок, одобрения или неодобрения учителя и многих других неотъемлемых признаков школьного обучения. Я решила довериться внутренней мотивации своего сына и позволить ему учиться свободно - без графика, без режима, без домашних заданий, без отметок и даже без учебников.
Звучит, наверное, страшновато - что за анархия - но я поясню, как это происходит на самом деле. Главные две вещи, которым стоит научиться для того, чтобы отправиться в первый класс - это, на мой взгляд, читать и писать. Кстати, младшие мои дети учатся этому уже без моей помощи (да, трехлетка у меня уже пытается делать и то и другое, пишет мне трогательные записочки “мама хршй”), а старшего сына читать я еще учила традиционным способом, а дальше он уже отправился в более свободное плавание. К первому классу я придумала для него собственные прописи, учитывая все особенности развития моторики, которые не учтены в прописях стандартных, и он научился писать прописными буквами за пару месяцев нерегулярных занятий. Дальше же и началось то самое свободное плавание.
Все занятия, которые появились в жизни моего первоклассника, я проверяла на практичность. Если он писал что-то, то это был не текст из учебника, а письмо другу или список продуктов для покупки в магазине. Если считал - то это, например, были его карманные деньги, на которые он планировал покупки. В начальной школе такой подход кажется мне очень разумным - это интересно и практично, развивает сразу множество различных навыков. Вместо учебников я использовала компиляцию из разных источников - здесь были и энциклопедии, и художественная литература, и интернет-ресурсы. Но все это происходило исключительно по запросу ребенка - когда ему становилось интересно узнать что-то на какую-либо тему, мы просто делали это. Например, он заинтересовался тем, как изучали математику в Древнем Египте. И я нашла ему подходящую книгу о жизни египетского мальчика-писца, затем мы почитали о древнеегипетских манускриптах с математическими задачами, и наконец, сделали письменную работу (так называемый лэпбук - нечто вроде брошюры с окошками, где записана информация на тему), которую Илья сам оформил.
На данный момент чаще всего для обучения я использую игры - с кубиками, картами и просто подручным материалом, которые нахожу, в основном, на англоязычных ресурсах или придумываю сама. Я стараюсь делать обучение интегрированным - вот за это знание спасибо педагогическому образованию. Мне странно, что до сих пор в России нет интегрированных учебников для школьников, ведь, казалось бы, что может быть проще - просто позволить одной теме проходить сплошной нитью через все предметы одновременно, чтобы, изучив ее со всех сторон, перейти к другой теме? Когда мой сын проходит какую-то тему, это значит, что он читает об этом, пишет об этом, решает задачи об этом, ищет связь этой темы со всеми науками. Гениальное так просто!
У нас нет расписания потому что невозможно подстроить свой интерес под расписание. Иногда мы просто беседуем, иногда рисуем веточкой на песке, иногда занимаемся дома, а иногда просто в дороге. Я держу в голове то, что является частью школьной программы, но не спешу “преподавать” это без подходящего повода. А повод находится очень легко, ведь школа ежедневно вокруг нас!
Мы выбрали такой вариант, чтобы быть максимально свободными в занятиях и в отчетности перед школой, поэтому Илья сдает экзамены раз в год. Правда, в минувшем учебном году он сдавал их дважды - в декабре и мае, но это потому, что он закончил два класса за один год. Первый класс ведь очень простой, там совсем нечего делать, его он сдал без подготовки непосредственно к заданиям. Вот со вторым стало посерьезнее, к экзаменам мы готовились в течение месяца - в апреле, когда я предлагала ему выполнять типовые задания. Все сдал на пятерки, несмотря на то, что не все предметы даются ему одинаково легко. Илья ярко выраженный гуманитарий, поэтому математика - совсем не его конек, пришлось постараться и ему, и мне. Я искала интересные и запоминающиеся способы для того, чтобы помочь ему справиться с математикой - подбирала задания, которые бы стимулировали его воображение, соответствовали бы его темпераменту и опирались бы на его сильные стороны. Пока мне это удается, поэтому я так верю в индивидуальный подход! В качестве тренировки я даже записала Илью на участие в нескольких математических олимпиадах, и он весьма достойно выступил. Но мне особенно отрадно, что он совсем не кичится своими отметками, а также тем фактом, что он обогнал немного своих ровесников и в 7 лет перешел уже в третий класс, он не амбициозен, и у него здоровая самооценка.
- А как же общение со сверстниками?
У Ильи есть много возможностей общаться с другими детьми и взрослыми и развиваться - это и разные занятия, которые он посещает, поездки в гости, путешествия, игротеки, поездки в музеи и театры и многое другое. Он пробовал шахматы, большой теннис, столярную мастерскую и палеонтологический кружок, который на данный момент является его большой страстью. Мой сын сам ходит в библиотеку, очень гордясь этим. В школу он не просится просто потому, что, мне кажется, его жизнь достаточно интересна и разнообразна. Вряд ли есть что-то, чего он лишен на данный момент. Он любимец других детей, у него много друзей разных возрастов, а дома нередко появляются маленькие гости, которые забегают с ним повидаться после своих школьных уроков.
В этом году я планирую запустить проект Муми-школа (mumi-shkola.ru) - виртуальный помощник для родителей учеников начальной школы, где семьи, выбравшие семейное образование, могли бы общаться и вместе делать что-то интересное для детей.
Пока меня полностью устраивает вариант семейного обучения, я надеюсь, с другими детьми все пойдет по тому же сценарию. Я не представляю причины, по которой они бы захотели в школу, но если вдруг так случится - я без вопросов соглашусь попробовать, ведь никто не мешает в любой момент изменить это решение, если им не понравится. Ну а если искренне понравится, я буду только рада за них.
В моем реальном окружении есть несколько семей, которые также выбрали семейное обучение. Мы общаемся, обсуждаем наш опыт (а у нас всех разных подход, это нормально), наши дети тоже дружат, нам это удобно потому, что, живя в свободном графике именно с такими семьями легче всего встречаться - остальные обычно гораздо сильнее загружены из-за школы, но это не значит, что мы предпочитаем общаться только с такими семьями, совсем нет. Я знаю, что со мной стремятся общаться те, кто присматривается к семейному обучению и хотел бы перенять наш опыт, и я с радостью всегда делюсь своими мыслями на этот счет.
- Какие основные плюсы домашнего обручения?
5 основных плюсов я бы назвала такие:
- мы можем свободно строить свой режим, болеть, путешествовать, ездить на различные мероприятия или, наоборот, проводить время дома,
- мы можем быть не слишком сильно привязаны к школьной программе, делать паузы в обучении, если силы на исходе, или забегать далеко вперед, если стало интересно,
- мы можем позволить ребенку проявить свою внутреннюю мотивацию, не подкрепленную внешними обстоятельствами - отметками, мнением учителей и одноклассников, страхом быть неуспешным или желанием быть лучшим,
- мы можем опираться на сильные стороны ребенка, искать индивидуальный подход, пробовать различные методы, и наше обучение становится максимально эффективным,
- мы можем строить обучение в интегрированном и практико-ориентированном виде, таким образом, избегая основного недостатка школьного образования - мозаичного мышления, а напротив, формируя целостную картину мира.
Что вы можете посоветовать родителям, чьи дети пойдут в 1-й класс?
Постарайтесь активно участвовать в жизни детей, обсуждать с ними все, что происходит с ними в школе. Общаться с учителями, чтобы быть в курсе ситуации, поддерживать хорошие отношения. Это для меня на первом месте - ради психологического комфорта детей. Затем уже идут какие-то технические моменты, но они довольно банальны - в разумной степени помогать выполнять домашние задания. Поддерживать познавательную активность детей и вне школьных стен - следить за интересами ребенка и помогать ему заниматься тем, что ему интересно. Поддерживать общение ребенка с одноклассниками - приглашать их в гости, может быть, даже общаться семьями. Создавать для ребенка дополнительный круг общения, помимо одноклассников, чтобы он имел возможность контактировать не только со сверстниками, а с людьми разных возрастов. Конечно, первое посещение школы - это праздник для ребенка, такое ощущение взрослости и самостоятельности, и обычно родители радуются и переживают как дети, но самое главное - не только достойно отпраздновать этот день, но и следить за тем, чтобы последующие будни не стали серыми в жизни ребенка.
Я искренне желаю всем детям, все зависимости от того, где и как они учатся, расти уверенными в себе, любознательными и, конечно же, счастливыми!
Последний раз редактировалось: Admin (Вт Авг 26, 2014 7:35 pm), всего редактировалось 1 раз(а)
Re: Интервью об обучении Ильи, два класса за один год
Очень хороший, опыт, и замечательная статья.
Вот бы подсмотреть ваш интегрированный урок...
Мы сейчас пошли в школу экстерном... к сожалению у нас будет более жесткая система привязки к школе. раз в 2 недели... но учитывая что программу 1 класса она почти всю знает я думаю ее постепенно начинать готовить к концу 1 класса и начинать второй... меня тревожит как можно с интересом выучить таблицу умножения или кучу стихов обязательных по программе... сейчас ей дали тетрадочку обязательную к заполнению... там столько разукрашек, что уже мне надоело... но они хорошо развивают руку к письму... как их выполнять с мотивацией??? и руку к письму как ставить??? Записки в магазин дочка писала мне долго печатными буквами, теперь перехожу на пропись, а они у нас страдают... она не хочет их писать... пока не заставляю... какие прописи придумали вы??? где можно посмотреть???
Я готова принимать активное участие в форуме и делится своей информацией...
Вот бы подсмотреть ваш интегрированный урок...
Мы сейчас пошли в школу экстерном... к сожалению у нас будет более жесткая система привязки к школе. раз в 2 недели... но учитывая что программу 1 класса она почти всю знает я думаю ее постепенно начинать готовить к концу 1 класса и начинать второй... меня тревожит как можно с интересом выучить таблицу умножения или кучу стихов обязательных по программе... сейчас ей дали тетрадочку обязательную к заполнению... там столько разукрашек, что уже мне надоело... но они хорошо развивают руку к письму... как их выполнять с мотивацией??? и руку к письму как ставить??? Записки в магазин дочка писала мне долго печатными буквами, теперь перехожу на пропись, а они у нас страдают... она не хочет их писать... пока не заставляю... какие прописи придумали вы??? где можно посмотреть???
Я готова принимать активное участие в форуме и делится своей информацией...
Богданова Аля- Сообщения : 2
Дата регистрации : 2014-09-08
Re: Интервью об обучении Ильи, два класса за один год
Инна, мотивация бывает внешняя и внутренняя. Создать ребенку внешнюю мотивацию проще простого - для этогоиспользуют различные методы поощрения или наказания. Но это не мой метод)) Потому что создать мотивацию внутреннюю невозможно. Она может только появиться в благоприятных условиях. Для этого порой нужно долго и терпеливо ждать, старательно поддерживая эти самые условия. Ожидать внутренней мотивации при школьном или приближенном к школьному обучении маловероятно.
Наш форум открыт для учеников, если вы хотите, чтобы ваш ребенок участвовал, достаточно ее зарегистрировать.
Наш форум открыт для учеников, если вы хотите, чтобы ваш ребенок участвовал, достаточно ее зарегистрировать.
Re: Интервью об обучении Ильи, два класса за один год
Я регистрировалась в разделе форума запись... но ничего не изменилось... пришла к выводу что или клуб не функционирует или должно пройти время что-бы я получила доступ к закрытым разделам. Жду.
Богданова Аля- Сообщения : 2
Дата регистрации : 2014-09-08
Re: Интервью об обучении Ильи, два класса за один год
Чтобы получить доступ, нужно зарегистрировать РЕБЕНКА
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения